В России в прошлом году открылось рекордно низкое количество новых аптек

Их доходность на фоне пандемии упала, и запускать их стало невыгодно
Максим Стулов / Ведомости

В прошлом году число аптек в России выросло всего на 541 объект (до 64 495 точек), говорится в исследовании DSM Group, с которым ознакомились «Ведомости». Это самый низкий показатель с 2013 г., более ранних данных нет. Для сравнения: в 2019 г. на рынке фармацевтической розницы появилось 1532 новые точки, а в 2018 г. – 2981.

После резкого скачка продаж в марте 2020 г. (46% год к году) на фоне начавшейся пандемии коронавируса, а также снижения курса рубля последовало такое же резкое падение, говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Так, по его словам, в апреле продажи выросли всего на 4,6%, а в мае этот показатель и вовсе сократился на 2,1%, что объясняется в том числе начавшимся локдауном по всей стране. В июне продажи выросли на 2% год к году, примерно такая же динамика наблюдалась до конца года. И только в декабре показатель увеличился на 19%, что связано с традиционным сезонным спросом.

По словам Шуляка, доходность даже имеющихся аптек сократилась, поэтому открывать новые точки было нерентабельно.

Наименьший органический прирост в 2020 г., по словам Шуляка, продемонстрировали региональные сети с небольшими оборотами. Так, по его словам, по данным на декабрь 2020 г. количество аптек, входящих в федеральные сети, увеличилось на 1100 точек год к году, тогда как региональных – сократилось на 648. Число несетевых точек уменьшилось на 1132.

Данные DSM Group подтверждают и представители самих аптек. Сеть «36,6» открыла в прошлом году 124 новые точки и это, наоборот, превышает показатель 2019 г., говорит ее гендиректор Александр Кузин. В то же время он признает, что компания испытывала трудности с запуском новых аптек во время локдауна. Для того чтобы подобрать площадку, необходимо съездить и посмотреть на нее. А во время ограничения передвижений по Москве это можно было сделать только по QR-коду и не более двух раз в неделю, напоминает Кузин. «Ригла», по словам ее представителя, открыла в 2020 г. 336 аптек против 333 годом ранее. По его словам, такая динамика стала возможна благодаря росту количества свободных площадей из-за перехода некоторых игроков на развитие онлайн.

А вот региональные сети действительно открыли в прошлом году меньше аптек. Так, воронежская аптечная сеть «Фармия» (присутствует также в Курской, Липецкой, Псковской, Ростовской, Ленинградской и Брянской областях) приросла только на 3 точки без учета франчайзинга, говорит ее главный исполнительный директор Роман Кубанев, тогда как в 2019 г. она открыла 15 аптек.

Он объясняет это в первую очередь тем, что около полугода в регионах не работали контролирующие органы и подать необходимые для запуска аптеки документы было невозможно. Сеть «Аптечные традиции» (большинство точек представлено в Курской области, а также в Москве) тоже сократила в 2020 г. число новых точек, рассказал «Ведомостям» ее гендиректор Дмитрий Руцкой. По его словам, в 2019 г. компания резко выросла – на 100 аптек – за счет и органического роста, и сделок. А в 2020 г. количество открытых новых точек совпало с числом закрытых из-за неэффективности объектов.

Руцкой прогнозирует, что такая же тенденция продолжится и в этом году. По его словам, «Аптечные традиции» намерены закрыть еще порядка 30 неэффективных точек. Он ожидает, что в этом месяце продажи вырастут, но к маю сократятся по отношению к марту на 30% (в 2020 г. такое падение составило 50%). Руцкой объясняет это традиционно низким сезоном, на который наложится продолжающееся падение доходов населения.

«Лучше всего будут себя чувствовать сети на юге страны, куда россияне приезжают в отпуска», – отмечает он. Руцкой также прогнозирует, что в 2021 г. рынок перестанет расти вообще и начнет падать и по итогам года число аптек сократится примерно на 15%. По его словам, отрасль перенасыщена и компании сосредоточатся не на увеличении количества точек, а на повышении эффективности существующих.