Роскомнадзор переведет услуги в онлайн за 5,6 млрд рублей

Ведомство обещает ускорить выдачу лицензий в несколько раз
С 2017 г. РКН уже потратил на цифровизацию несколько миллиардов рублей/ Евгений Разумный / Ведомости

Роскомнадзор (РКН) планирует перевести услуги в электронный формат. Операторы смогут получать в электронном виде лицензии и разрешения, необходимые для оказания услуг связи. Также в электронном виде будут выдаваться лицензии СМИ. На программу цифровизации ведомство просит у государства 5,6 млрд руб. до 2023 г.

Согласно программе цифровой трансформации РКН, опубликованной на портале координации информатизации госведомств, к 2023 г. в цифровой формат перейдут пять типов госуслуг: регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, лицензирование услуг связи, присвоение радиочастот, лицензирование в области телевизионного вещания и радиовещания и регистрация СМИ.

Отдельные услуги уже оказываются в электронном виде, хотя основной объем работ с заявками осуществляется в бумажной форме. В 2020 г. 2,8% лицензий на услуги связи было выдано в электронном виде, следует из материалов РКН: за год в ведомство поступило почти 20 000 заявок на получение или продление лицензий, из них в электронном виде было подано менее 600.

Некоторые госуслуги на данный момент вообще не автоматизированы, например рассмотрение обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей или связанных с получением разрешений на проектирование и строительство инфраструктуры в приграничных зонах, говорится в материалах РКН.

Сегодня оформление новой или продление действующей лицензии на услуги связи занимает 45 рабочих дней, а присвоение (назначение) радиочастот – 35 рабочих дней. В 2023 г. эти услуги окажут за пять рабочих дней, говорится в программе цифровизации от РКН. Срок регистрации радиоэлектронных средств сократится с 10 до 1 рабочего дня.

Центральным звеном новой информационной системы станет Единая ведомственная цифровая платформа (ЕВЦП). Конкурс на ее разработку планируется объявить в этом году. Стоимость создания ЕВЦП и сопутствующих систем РКН оценивает в сумму более 1 млрд руб.

С 2017 г. РКН уже потратил на цифровизацию несколько миллиардов рублей. В частности, развитие Единой информационной системы обошлось ведомству в совокупности в 1,2 млрд руб., а различные системы мониторинга и контроля – в 5,5 млрд руб. за четыре последних года.

Часть услуг уже оказывается РКН в электронном виде, подтверждают представители двух крупных операторов связи. В основном операторам необходимо взаимодействовать с ведомством по вопросу присвоения частот, а также для получения разрешений на ввод в эксплуатацию базовых станций сотовой связи, уточнили они. Это требует постоянного взаимодействия с ведомством и бумажной волокиты, поэтому дополнительное сокращение издержек при переводе услуг в цифровой формат упростит эти процедуры, соглашаются представители обеих компаний.

В РКН отказались официально комментировать программу цифровизации.

По данным РКН, в ведении ведомства и подведомственных организаций находится 17 государственных информационных систем, банков данных, реестров и регистров, отмечает заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов: «Если в 2 млрд руб. на три года входит обновление инфраструктуры данных государственных информсистем, интеграция и разработка новых функций, то стоимость работ находится вполне на уровне бюджетов других ведомств».

Услуги, которые оказывает РКН, – это не массовые сервисы, но для бизнеса они играют важную роль, особенно в регионах, рассуждает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Поэтому перевод услуг по лицензированию и регистрации в цифровой формат позволит уменьшить бюрократию в региональных отделениях РКН, заключает он.

Основные услуги РКН касаются контрольно-надзорной деятельности, а она не предполагает оказание услуг гражданам, рассуждает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин: «Эта деятельность предопределена в первую очередь их условно силовыми полномочиями, данными в рамках регулирования СМИ, приравненных к ним блогеров и платформ распространения контента».

РКН нельзя считать органом власти для людей, это скорее «орган власти против некоторых людей», утверждает Бегтин: «Нет обоснованности расходов на его автоматизацию и госуслуги в заявленном масштабе, поскольку элементарно нет достаточного числа пользователей их «услуг».