Дебютный выпуск облигаций «Делимобиля» не заинтересовал крупных инвесторов

Компания собрала в 4 раза меньше запланированного
Дебютный выпуск облигаций «Делимобиля» не заинтересовал крупных инвесторов/ Андрей Гордеев / Ведомости

Дебютный выпуск высокодоходных облигаций (ВДО) каршеринга «Делимобиль» не нашел спроса у крупных инвесторов: из запланированных 3 млрд руб. компания смогла привлечь в 4 раза меньше – лишь 676,4 млн руб., сообщил эмитент выпуска, ООО «Каршеринг Руссия». Основной спрос обеспечили розничные инвесторы, а не институциональные – бумагу приобрело более 6000 человек.

Ставка купона установлена на уровне 13% годовых, ей соответствует доходность к погашению в размере 13,65% годовых. Купоны квартальные. Организаторами размещения были Газпромбанк и «Тинькофф банк». Дебютный выпуск компании размещен в рамках программы облигаций объемом до 50 млрд руб., зарегистрированной Московской биржей 6 июля.

Заявки на выпуск трехлетних бумаг собирались с 29 июля по 5 августа. 10 августа прошло техническое размещение. По данным Московской биржи, в первый день размещения было выпущено бумаг на сумму 659,2 млн руб.

«Это было наше дебютное размещение на рынке облигаций. Мы получили очень хороший отклик со стороны частных инвесторов, в сделке приняло участие более 6000 человек, их общий спрос превысил 650 млн руб.», – говорит представитель «Делимобиля». Привлеченной суммы достаточно для реализации поставленных целей, отметил он. Средства от размещения бумаг планировалось направить на пополнение автопарка, развитие операционной инфраструктуры, в том числе станций технического обслуживания автомобилей, и региональную экспансию.

Высокий спрос частных инвесторов связан с активной рекламой, популярностью бренда и продолжительным периодом сбора заявок, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Козлов. Но доходность бумаг «Делимобиля» не соответствует уровню риска, отмечает он. Низкий интерес институциональных инвесторов к облигациям «Делимобиля» связан с падением популярности ВДО на фоне высокой ключевой ставки и, как следствие, доходности ОФЗ, говорит главный макроэкономист УК «Ингосстрах-инвестиции» Антон Прокудин. Кроме того, сегмент периодически сотрясают дефолты – как, например, эмитентов «Обувь России» и «Дядя Денер» (см. врез). Другие же инструменты предлагают высокую доходность без существенного риска – например, длинные выпуски ОФЗ за счет переоценки и высококлассные облигации, у которых разница в ставках с госдолгом медленно сокращалась. Инвесторам скорее интересны бумаги крупных эмитентов, в особенности в валюте на фоне девалютизации российского финансового рынка, продолжает Прокудин.

Высокодоходные дефолты

10 августа эмитент OR Group (ранее – «Обувь России») допустил технический дефолт по выплате купона по облигациям на 1,3 млн руб. и не смог досрочно погасить облигации другой серии на 98,6 млн руб. Компания объяснила это отсутствием средств на расчетном счете. Первый дефолт эмитент объявил в январе по нерыночному выпуску облигаций, с апреля по август группа также объявила дефолты по всем выпускам облигаций. Сейчас в обращении находится девять выпусков облигаций OR Group общим объемом около 4,75 млрд руб.
Годом ранее новосибирская сеть кафе быстрого питания «Дядя Денер» допустила технический дефолт при выплате купона по двум выпускам своих облигаций общим объемом 110 млн руб. 11 мая эмитент должен был начать ежемесячное амортизационное погашение в размере 33% от номинальной стоимости бумаги с окончательным погашением в июле 2021 г. Компания объяснила дефолт отсутствием средств на исполнение обязательств. Объем неисполненных обязательств по первой эмиссии составил 554 800 руб., по второй – порядка 20,5 млн руб.

Хотя «Делимобилю» удалось привлечь меньше запланированного, торги на вторичном рынке начались позитивно и по итогам первого дня бумага смогла прибавить 1,45%, считает управляющий активами «БКС мир инвестиций» Руслан Николенко. Рейтинг эмитента от АКРА составляет А+(RU) – это соответствует уровню заемщиков «Камаз» и «Русал Братск»: инвесторы скорее будут уделять внимание отчетности каршеринга и связанному с ним новостному фону, чем итогам размещения, резюмирует эксперт.

В проспекте эмиссии облигаций «Делимобиль» перечислял риски, среди которых проблемы с производством многих моделей автомобилей, что может ограничить способность «Делимобиля» наращивать автопарк и отрицательно сказаться на доходах. При этом, говорится в документе, расширение автопарка является одним из основополагающих факторов развития деятельности компании и любые факторы, влияющие на возможность приобретать ею дополнительные транспортные средства, могут оказать негативное влияние на результаты деятельности.

Хотя одной из целей размещения облигаций было расширение парка автомобилей, этот риск остается основным, говорит Николенко. Этот риск также мог повлиять на осторожность институциональных инвесторов к выпуску облигаций, продолжает он. У бумаги также нет рейтинга эмиссии – из-за этого она не может быть добавлена в портфели пенсионных накоплений, для которых этот рейтинг обязателен, добавляет Николенко.

Сегмент высокодоходных облигаций вернет популярность при соблюдении двух факторов: адаптации экономики к новым условиям, что снизит дефолтность, и снижения доходностей длинных ОФЗ до 7% и ниже. Это случится не скоро – ослабление рубля будет препятствовать снижению инфляции и ключевой ставки (сейчас она 8%) с конца этого года и до 2024 г., резюмирует Прокудин.

«Делимобиль» – лидер среди российских каршерингов на конец 2021 г., следует из оценки АКРА. Компания планировала провести IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже 3 ноября 2021 г., но его пришлось отложить. АКРА в конце мая отмечало, что «Каршеринг Руссия» – основной актив Delimobil Holding S. A., выручка и активы компании превышают 80% в рамках холдинга (в него также входит проект Anytime Prime). Автопарк каршеринга превышает 20 000 машин, база зарегистрированных пользователей составила более 7,8 млн человек. Выручка «Каршеринг Руссия» по итогам 2021 г. составила 12,4 млрд руб., совокупный доход – 1,8 млрд руб. против убытка 1,5 млрд руб. в 2020 г., следует из отчетности компании по МСФО. Среднегодовой темп роста выручки за последние 3 года составил 60%, пишет АКРА. Рентабельность по FFO до чистых процентных платежей и налогов составила 20,5%, оценивают в агентстве.