«Коты Эрмитажа»: «морской волк» в музейных интерьерах

В прокат вышел мультфильм про котов, охраняющих Эрмитаж от грызунов

Корабельного котенка смывает волной за борт и выбрасывает на остров. На острове стоит заброшенный особняк и никого нет, кроме маленького злобного песика. Прошел зачем-то год. Ни с того ни с сего еще одна волна накатывает на берег и разрушает особняк. Героя вновь уносит в море – на сей раз на деревянном клавесине и вместе с невесть откуда взявшейся мышью по имени Морис. Кот и мышь становятся друзьями, и интеллигентный Морис нарекает героя Винсентом (в честь Ван Гога).

Старинный клавесин из морской пучины вылавливают рыбаки и доставляют его в Эрмитаж. С этого момента начинается совсем другой фильм. Винсент вступает в ряды эрмитажных котов, защищающих экспонаты от грызунов. Морис хочет сгрызть все шедевры мировой живописи. Эрмитажные коты хотят изловить и съесть Мориса.

В Эрмитаже действительно живут коты, которые охраняют дворец от мышей и являются достопримечательностью Санкт-Петербурга. История их начинается, по легенде, с кота Василия, лично привезенного Петром Первым из Голландии. Об эрмитажных котах снимают телесюжеты и документальные фильмы, пишут книги. Тема для полнометражного мультфильма – лучше не придумаешь. В ней есть и история, и искусство, и милые животные.

/ Лицензионные бренды

На этом материале можно было развернуть приключенческую мини-вселенную, изобразив Эрмитаж с его картинами, подвалами и чердаками как особый мир, куда бы легко вместились Хогвартс, «Три мушкетера», «Код да Винчи» – да мало ли что еще. Однако режиссер Василий Ровенский (поставивший дилогию «Большое путешествие» и «Пиноккио. Правдивая история») компонует свой фильм словно из случайных элементов, не желающих складываться в осмысленное художественное целое.

Приключенческому мультфильму нужна внятная и интересная история, но авторы не смогли ее придумать. Половину фильма зрителю показывают вымученную комедию положений, где герой неубедительно разрывается между службой, дружбой и любовным интересом. Ближе к концу вдруг начинается сумбурный детектив про похищение картины, в котором финальный сюжетный финт притянут за уши, а фокус с отключением сигнализации бесхитростно и без особой необходимости заимствован из «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера.

Поскольку речь об Эрмитаже, авторы иногда апеллируют к исторической и искусствоведческой фактуре, но и это делают с какой-то необъяснимой небрежностью. К примеру, в заброшенном особняке на стене висит картина, привлекшая внимание Винсента, – это «Женщина с веером» Модильяни, на которой авторы дорисовали кошку. Если так уж нужна была реальная картина с кошкой, то нетрудно было отыскать подходящий вариант в истории мировой живописи. Даже не беря в расчет анималистов вроде Чарльза Барбера и Луиса Уэйна, котов можно найти у Матисса, Ренуара, Мане, Гогена, Пикассо – да хоть у того же Ван Гога.

/ Лицензионные бренды

Хвостатым охранникам Эрмитажа придумали типа «смешные» имена (Галлон, Батон и т. д.), и этим их персонификация ограничивается: ни у кого из них нет ни характера, ни иных индивидуальных особенностей. Художники даже не попытались передать кошачье телосложение, пластику и походку. Анатомической моделью для тонконогой кошечки Клеопатры послужил, кажется, олененок Бэмби. Толстые эрмитажные коты списаны не иначе как с ластоногих. Но главное – они совсем не забавные и не обаятельные, а, по версии Ровенского, весьма агрессивная гоп-компания, которая грубо разговаривает, постоянно подозревает Винсента в предательстве и угрожает ему расправой. Изобразить заглавных и по идее положительных персонажей так, чтобы они скорее пугали и героя, и зрителя, чем вызывали какие-либо другие эмоции, – спорный ход.

Медленный темп, реплики вроде «ой-ой-ой, вода слишком мокрая!» – некоторыми стилевыми чертами «Коты Эрмитажа» напоминают мультики для самых маленьких, что идут в дневном эфире на детских телеканалах. С другой стороны, линии с ограблением и со свиданием явно рассчитаны на публику постарше. Качественный семейный фильм должен опираться на элементы, одинаково интересные аудитории разных возрастов. Если же конструировать его по принципу «сейчас развлекаем одних, а другие пока пусть немного поскучают», то поскучать так или иначе придется всем.