Anadolu Efes может выкупить заводы пивоваренной компании «Балтика» к лету этого года

ФАС, скорее всего, наложит на эту сделку определенные ограничения
Российские активы Carlsberg могут быть проданы турецкой Anadolu Efes/ Вадим Жернов / ТАСС

Сделка между Carlsberg и Anadolu Efes по продаже восьми пивоваренных заводов «Балтика» в России может закрыться в первом полугодии 2023 г., рассказали «Ведомостям» два источника, близких к переговорам между двумя компаниями. Один из них утверждает, что стороны достигли принципиальной договоренности и сейчас разрабатывают соглашение. Об этом также знает инвестаналитик, работавший с одной из компаний.

Представитель AB InBev Efes (совместное предприятие AB InBev и Anadolu Efes) сообщил, что группа не комментирует слухи. В Carlsberg на запрос не ответили.

AB InBev Efes управляет 11 заводами в России, она производит пиво под брендами «Клинское», «Белый медведь», «Сибирская корона», Velkopopovicky Kozel и др. Выручка АО «АБ ИнБев Эфес» в 2021 г. выросла на 11% до 85,38 млрд руб., чистая прибыль – в 2,5 раза до 5,03 млрд руб.

Carlsberg заявила о намерении продать российские активы в марте 2022 г. Тогда же она остановила производство в нашей стране пива под флагманским брендом Carlsberg. О том, что AB InBev Efes договаривается о приобретении у этой группы заводов «Балтика», в апреле прошлого года сообщала газета «Коммерсантъ».

В российский портфель Carlsberg до февраля 2022 г. входило 55 марок пива, в том числе Carlsberg, Tuborg, Holsten, Kronenbourg 1664, «Балтика», «Дон», «Арсенальное», Somersby, Zatecky Gus и др. В сделку с Anadolu Efes войдут отечественные бренды, знают источники «Ведомостей».

Что касается международных марок, датскому холдингу выгодно сохранить лицензионное производство тех из них, что по-прежнему представлены в России и производство которых не прекращалось из-за политического давления, говорит председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. Датская компания не стала рассматривать предложения о продаже активов по частям или же с очень большим дисконтом, говорит один из собеседников «Ведомостей», близких к одной из сторон переговоров. Последнее, по его сведениям, поступило от одного из китайских инвестфондов.

Выручка восьми российских заводов Carlsberg по итогам 2022 г. составила 10,2 млрд датских крон (110,8 млрд руб. по курсу ЦБ), увеличившись за год в 1,6 раза.

Стоимость своих чистых активов у нас в стране сама компания в годовой отчетности за 2022 г. оценила в 7,5 млрд датских крон (81,2 млрд руб.). Примерно столько же она пыталась выручить от продажи заводов «Балтика», что в «текущих обстоятельствах совершенно нереалистично», говорит сотрудник одной из пивоваренных компаний. Инвестаналитик, работавший с одним из участников переговоров, говорит, что сумма сделки составит 3–4 EBITDA заводов за 12 месяцев – это около 20 млрд руб. В любом случае это больше, чем предлагал китайский инвестфонд, сказал он.

В 81,2 млрд руб.

оценила сама компания стоимость своих чистых активов у нас в стране в годовой отчетности за 2022 г. 

Сделку между Carlsberg и Anadolu Efes еще предстоит одобрить Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и тут у сторон могут возникнуть сложности, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. В случае покупки «Балтики» доля турецкой компании на российском рынке пива, скорее всего, превысит 50%, что приведет к ее доминирующему положению, отмечает руководитель антимонопольной практики юридической компании «Центральный округ» Анна Кононова. Это подтверждается и собственными расчетами «Ведомостей». AB InBev Efes в 2022 г., по данным системы ЕГАИС, выпустила 223,29 млн дал пива, а заводы «Балтики» – 197,4 млн дал.

Учитывая, что, по данным Росалкогольрегулирования, общее производство пива и пивных напитков в России в прошлом году составило 802,54 млн дал, доля первой равна 27,6%, второй – 24,3%, т. е. совокупно 51,9%. При этом, по словам Кононовой, не важно, кто именно выступит покупателем – турецкое юрлицо или его российская «дочка». Компании являются аффилированными и находятся в общей группе лиц, поэтому необходимость получения предварительного согласия от ФАС сохраняется в любом случае, говорит эксперт.

Если сделка приводит к доминирующему положению покупателя, у антимонопольной службы есть основание для отказа в согласовании сделки, указывает Кононова. Но, по ее словам, за последнее время было несколько примеров, когда ФАС разрешала приобретение российскими компаниями активов ближайших конкурентов. Например, «Яндекс.Еда» в прошлом году стала владельцем Delivery Club, их совокупная доля на рынке готовой еды оценивалась аналитиками на уровне 75–77%. Для таких сделок антимонопольная служба, скорее всего, потребует выполнения определенных условий, продолжает юрист. По ее словам, в случае с Carlsberg и Anadolu Efes это может быть утверждение торговой и ценовой политики, изменение структуры сбыта пива определенных марок в зависимости от региона и проч.

Представитель ФАС сообщил, что служба пока не получала ходатайств от компаний Carlsberg и Anadolu Efes.

Среди дополнительных сложностей для осуществления этой сделки эксперты называют и возможную необходимость получения согласия правительственной комиссии из-за сделки с участием компании из недружественной страны, добавляет Кононова. По ее словам, это весьма длительная и неопределенная процедура.

Для российского рынка покупка одной транснациональной компанией активов конкурента ничего хорошего не даст, считает член президиума общественной организации «Опора России» Алексей Небольсин. По его мнению, если бы заводы были куплены отечественным или китайским бизнесом, это было бы более позитивно, так как на данный момент «всю политику на локальном пивном рынке определяют компании, центр принятия решений которых находится за рубежом».

Но кроме инвесткомпаний или банков мало кто из российских компаний способен выкупить такой крупный актив целиком, отмечает Бриман.