Кого может коснуться разовый сбор в бюджет

В зависимости от итоговых параметров налог охватит от нескольких десятков до двух тысяч компаний
Минфин определит ставку по налогу на прибыль в начале апреля, после того как компании сдадут налоговые декларации за 2022 г./ Максим Стулов / Ведомости

Разовый сбор со сверхприбыли бизнеса за 2022–2021 гг. не коснется нефтегазового и угольного секторов, малых и средних предприятий (МСП) и компаний с доналоговой прибылью менее 1 млрд руб. Об этом сообщил журналистам статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов.

Правительство обсуждает с крупнейшими компаниями разовый взнос с бизнеса более месяца. О том, что такой единоразовый платеж в бюджет обсуждается, сообщил 8 февраля первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, многие предприятия получили «очень хорошие» финансовые результаты в прошлом году, особенно в первые три квартала. Это не повышение налогов, а так называемый windfall tax (налог на непредвиденную прибыль), подчеркивал первый вице-премьер. Изначально сбор планировался как добровольный, но в середине февраля министр финансов Антон Силуанов объявил, что он будет реализован через поправки в налоговое законодательство. Минфин ожидает, что взнос бизнеса в бюджет составит порядка 300 млрд руб., сообщал Силуанов.

По словам Сазанова, исключений для банков не предусмотрено. «Все остальные попадают, а дальше – у кого есть прирост, тот будет платить налог, у кого нет, тот не будет», – сказал Сазанов (цитата по «Интерфаксу»). Сбор будет взиматься с части прироста налоговой базы 2021–2022 гг. к 2018–2019 гг., отметил замминистра. Ранее «Интерфакс» со ссылкой на источники писал, что 2020 год исключен как нерепрезентативный из-за ковида, а размер взноса может быть рассчитан, исходя из суммы порядка 4–5% от дополнительной прибыли за двухлетний период.

Как писали ранее «Ведомости», крупнейшие компании доплатят в бюджет в том числе через перерасчет суммы налога на прибыль с учетом корректировки сальдо валютной переоценки. В прошлом году власти скорректировали принципы учета доходов и расходов от курсовых разниц. По словам близкого к правительству источника, бюджетная система – фактически из-за злоупотреблений крупнейших налогоплательщиков – теряла средства из-за валютной переоценки.

Как сообщил Сазанов журналистам, Минфин определит ставку по налогу на прибыль в начале апреля, после того как компании сдадут налоговые декларации за 2022 г. (согласно Налоговому кодексу, ее нужно подать не позднее 25 марта). Поступления в бюджет платежей от сбора ожидаются в IV квартале, отметил он.

РСПП также предлагал альтернативы правительству, сообщил РБК президент РСПП Александр Шохин в начале февраля. Среди идей – выпуск ОФЗ нового типа (госбонды, привязанные в том числе к дефициту бюджета), инвестиции в социальные проекты (например, в инфраструктуру, в которой нуждаются и бизнес, и население), развитие государственно-частного партнерства и повышение налога на прибыль на 0,5 п. п.

Ранее Минфин сообщал, что правительство не поддерживает предложение РСПП поднять налог на прибыль вместо разового взноса. Дополнительные конъюнктурные доходы сформировались не во всей экономике в целом, а только в отдельных ее секторах и у отдельных налогоплательщиков – соответственно, эффект от такой меры для разных отраслей будет неравнозначным, говорилось в сообщении министерства.

«Ведомости» направили запрос в Минфин и РСПП.

Кто попадает в список

Помимо РСПП, участвующего в дискуссии, Минфин обсуждал разовый платеж с «Деловой Россией», сообщил «Ведомостям» председатель бизнес-объединения Алексей Репик. По его словам, оценить, на какие компании и сферы может распространиться инициатива, можно будет только после объявления финансовых результатов за 2022 г. «Наверняка есть и компании из «Деловой России», которые получили ситуативно очень высокую неожиданную прибыль. Условная логика windfall tax применима к нескольким десяткам крупнейших компаний», – отметил Репик.

Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский заявил «Ведомостям», что банк подпадает под озвученные критерии. «Мы считаем, что бизнесу сейчас не просто, особенно подпавшему под санкции, но решение государства принято, его нужно исполнять. Понятно, что этот вариант – результат компромиссов», – отметил он.

Исходя из имеющейся статистики за 2021 г., под озвученные Минфином критерии подпадает более 2000 компаний, отмечает старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Для расчета использовались четыре определения: основной код вида деятельности – не нефтегазодобыча, не добыча угля; размер – не малое и среднее предприятие; доналоговая прибыль за 2021 г. – 1 млрд руб. и более; статус – действующее, пояснила она. При этом можно предположить, что из списка исключат компании, относящиеся к нефтегазодобыче или добыче угля, но функционирующие с иным основным кодом вида деятельности (например, «Газпром», «Лукойл», «Ямал СПГ», «Газпром нефть» и многие другие), отмечает Анисимова.

Судя по финансовым результатам компаний за прошлый год, наибольшие прибыли, за исключением озвученных отраслей, получили предприятия в обрабатывающей промышленности, прежде всего в области переработки нефти (2,6 трлн руб.), нефтехимии (1,7 трлн руб.), в том числе удобрения (1,1 трлн руб.), металлургии (1,6 трлн руб.), отмечает экономист Александр Исаков. При этом нефтепереработка, скорее всего, не попадет в список, так как для сектора уже снижены выплаты по демферному механизму с апреля прошлого года (бюджет компенсирует средства компаниям в случае превышения цены на нефть порогового значения. – «Ведомости»), отмечает Исаков. По его словам, сбор вряд ли превысит озвученные 300 млрд руб., иначе это подорвет доверие к инвестиционному климату и ухудшит еще сильнее настроения внутренних инвесторов, поскольку многие из крупнейших налогоплательщиков – публичные компании.

Вероятно, порог в 1 млрд руб. прибыли до налогообложения, озвученный Минфином, носит формальный характер, считает ассоциированный партнер МЭФ Legal Анна Зеленская. Есть случаи, когда этот уровень может быть превышен, но это не значит, что эта сумма осталась в распоряжении компании, считает эксперт: например, если речь идет о разовой прибыли с продажи имущества, вынужденной реструктуризации из-за санкций или прощении долга иностранной компанией. Поэтому привязка к сумме не обеспечит задачу изъятия именно конъюнктурной прибыли как «сверхдохода», отмечает Зеленская.

Согласно Налоговому кодексу, государство не может ретроспективно внести коррективы, повышающие ставки налога на прибыль за прошлый год, поэтому инициатива может быть оформлена лишь в виде нового платежа, указывает Зеленская.

Наиболее близкими прецедентами можно назвать повышение НДПИ на «Газпром» в прошлом году и закон, который позволил изъять прибыль от продажи Банком России Сбербанка в пользу бюджета в 2020 г., вспоминает Исаков. «Обычно демфером для бюджета был сырьевой сектор, а вот изъятия сверхприбыли у несырьевого сектора действительно еще не происходило», – указывает он.

В подготовке статьи участвовала Екатерина Литова