В России создается еще одна ассоциация разработчиков видеоигр

Среди ее инициаторов – VK
Freepik

В России будет создаваться Ассоциация разработчиков видеоигр, одной из целей которой будет развитие экспортного потенциала отечественных проектов, сообщил «Ведомостям» представитель правительства. Других подробностей проекта он не привел. Одним из инициаторов создания отраслевого объединения стала интернет-компания VK, утверждают четыре собеседника «Ведомостей» на отечественном рынке видеоигр. Представитель VK отказался от комментариев.

Работа над созданием ассоциации ведется как минимум с ноября 2022 г., говорит один из собеседников «Ведомостей», близкий к крупным студиям разработки игр. В качестве главы создаваемой ассоциации рассматривают Александра Михеева, который сейчас занимает должность директора по продукту VK Play. Ранее он был гендиректором закрывшегося в 2022 г. игрового подразделения «Сбера» SberGames. Кандидатуру Михеева рекомендовал гендиректор VK Владимир Кириенко, утверждают два собеседника «Ведомостей» на рынке видеоигр. Михеев переадресовал вопросы по ассоциации в пресс-службу VK Play.

Собеседники «Ведомостей» рассказали, что VK заинтересована в том, чтобы к ассоциации присоединились студии 1C Game Studios (ICGS) и Lesta Games. «VK попытается убедить 1CGS и Lesta, – говорит один из них. – Им это нужно, чтобы показать, что не только они там [в ассоциации], а еще и независимые студии». По словам источника в игровой студии, к Lesta Games Михеев обращался в конце декабря 2022 г.

Последнее время VK все активнее развивает игровое направление. В середине февраля 2023 г. компания представила концепцию создания российского игрового движка. Инвестиции VK в проект составят 1 млрд руб., объявлял тогда Кириенко. В том же месяце VK Play запустила инвестиционное подразделение «VK Play инвестиции», которое будет вкладывать средства в опытные команды разработчиков и студии, которые создают проекты для ПК, консолей и мобильных устройств в России. В 2023 г. на эти цели будет потрачено 300 млн руб.

1CGS – это СП разработчика авиасимуляторов 777 Studios с компанией 1С, созданное в 2012 г. Среди проектов студии – онлайн-шутер «Калибр», который создавался совместно с Wargaming, и авиасимулятор «Ил-2: Штурмовик». Lesta Games была российским подразделением белорусской студии Wargaming (World of Tanks, World of Warships, WoT Blitz) и занималась только разработкой World of Warships. Но после начала СВО на Украине Wargaming ушла с российского и белорусского рынков и вышла из капитала Lesta. В октябре 2022 г. стало известно, что Lesta будет издавать игры Wargaming в РФ и Белоруссии под брендами «Мир танков», «Мир кораблей» и «Танки блиц».

Гендиректор 1СGS Альберт Жильцов подтвердил, что студию действительно приглашали вступить в ассоциацию, но на текущем этапе она не планирует в ней участвовать. «Связано это с тем, что наши проблемы как игровой студии, большая часть из которых творческие, невозможно решить при помощи инициатив извне», – объяснил он. Одна из ключевых проблем, по словам Жильцова, – нехватка квалифицированных кадров и компания решает ее за собственный счет, обучая специалистов внутри компании.

Руководитель московского подразделения группы компаний Lesta Games Гаухар Алдиярова также сказала, что компания отказалась от предложения стать членом ассоциации. «На наш взгляд, ассоциация должна быть одна и создаваться она должна не юридическими лицами, а физическими: экспертами, признанными лидерами индустрии», – объяснила она, добавив, что в противном случае есть шанс получить конфликт интересов.

Информированы о создании новой ассоциации и в Минцифры. «Ассоциация создается по инициативе крупнейших игроков рынка», -- отметил представитель Минцифры, добавив, что министерство готово задействовать новую ассоциацию в решении основных отраслевых вопросов. «Основными задачами Ассоциации могут стать: объединение усилий компаний, разработка мер поддержки, экспертная оценка государственных инициатив, участие в отборе проектов на госфинансирование», -- предположил представитель Минцифры.

Российский рынок онлайн-гейминга по итогам 2022 г. потерял 80% своего объема по сравнению с 2021 г., сообщил 21 марта глава АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко со ссылкой на данные Российской ассоциации электронных коммуникаций. Абсолютных цифр по 2022 г. он не привел, но отметил, что в 2021 г. объем рынка онлайн-игр оценивался в 99,2 млрд руб. Из этого можно предположить, что в прошлом году продажи игр в стране составили около 19,8 млрд руб. Среди причин сокращения Плуготаренко назвал отток мейджоров, переезды игровых студий за рубеж, а также сложности с транзакциями в играх.

Ассоциация игровой индустрии вокруг VK не первое отраслевое объединение, которое создается в последнее время. В середине декабря 2022 г. такая ассоциация была зарегистрирована в форме АНО под руководством члена правления Российского фонда развития интернет-технологий Василия Овчинникова. АНО «Организация развития видеоигровой индустрии» создавалось «для развития индустрии разработки видеоигр и отрасли в целом путем поддержки значимых проектов и полезных инициатив, их продвижения, обсуждения, создания положительного образа геймдева и игровой культуры в обществе, а также координации взаимодействия между инвесторами, паблишерами, вузами, госструктурами и корпорациями», пояснял тогда Овчинников «Коммерсанту». По его словам, в объединение вошли эксперты отрасли, представители ряда игровых студий и др.

Кроме VK и ИРИ, крупных влиятельных игроков [в игровой отрасли] за последний год в России практически не осталось, поэтому неудивительно, что теперь они занимаются вопросом развития рынка и следят, чтобы он не скатился в серую зону, считает независимый эксперт по видеоиграм Александр Кузьменко. Участие ИРИ в ассоциации могло бы означать формирование нового канала взаимодействия индустрии с госорганами, добавляет основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов. «Ведомости» направили запрос в ИРИ.

Создание подобных ассоциаций связано с возникшим интересом к IT-сектору со стороны государства и пониманием того, что игры – это не только «маргинальное развлечение для подростков», добавил Жильцов. «Это определенно положительный знак, – полагает он. – Но, увы, порой подобные инициативы связаны лишь с исполнением поручений, что не всегда приводит к желаемому результату».

В целом ассоциации – это не новый и достаточно успешный способ выстраивания коммуникации государства и отрасли, считает руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов. Ассоциация, по его словам, сможет эффективнее, чем отдельные компании, транслировать запрос рынка и показывать значимость всей отрасли. Во многих странах есть поддержка от государства, замечает сооснователь Watt Studio Егор Томский. Например, в Канаде правительство компенсирует до 80% от бюджета на создание той или иной видеоигры, в Финляндии и Германии есть грантовая поддержка, добавил он.

Но непонятно, кто станет членом ассоциации кроме VK, замечает Сахнов. Крупные разработчики, ушедшие из России, например Playrix, Mundfish или Owlcat Games, заинтересованы скорее в дистанцировании от любых структур с госучастием из-за проблем с позиционированием на международном рынке, пояснил он.

Как сообщали «Ведомости» 22 марта, участники российской игровой индустрии сейчас обсуждают меры поддержки для экспорта отечественных игр. Главным экспортным рынком они видят Китай, но для развития российских игр в этой стране требуется смягчение административных ограничений, присутствующих в КНР. Но об этом требуется договориться на межправительственном уровне.