«Сбер» раскритиковал предложение «Почты России» об инфраструктурном сборе

Поддержка социально значимых убыточных объектов «Почты» возможна лишь от государства, считают в банке
Против «квазиналога» с e-commerce в пользу «Почты России» выступили и Сбербанк, и все ключевые игроки отрасли / Андрей Гордеев / Ведомости

У инициативы «Почты России» о сборе с интернет-компаний в размере 0,5% с оборота в пользу убыточных почтовых отделений появился новый оппонент – «Сбер». Банк считает такие инициативы «неприемлемыми и формирующими порочную для рыночной экономики практику», отмечается в письме «Сбера», направленном в АНО «Цифровая экономика». «Ведомости» ознакомились с копией письма, его получение подтвердил представитель «Цифровой экономики».

«В АНО постоянно ведется сбор мнений учредителей игроков отраслей по тем или иным инициативам», – сообщил «Ведомостям» представитель «Цифровой экономики». Он добавил, что в состав учредителей АНО входят как крупнейшие интернет-компании, так и «Почта России». «Цифровая экономика» принимает участие в выстраивании диалога всех заинтересованных лиц», – резюмировал представитель АНО.

В пресс-службах «Сбера» и «Почты России» не ответили на запрос «Ведомостей».

«Сбербанк заинтересован в развитии отрасли интернет-торговли, так как развитие этой сферы позитивно сказывается на увеличении объема безналичных операций, укреплении национальных платежных инструментов (например, системы «Мир») и способствует динамичному развитию экономики России», – отмечает банк в своем обращении. Но принятие законопроекта, который обяжет любую компанию дистанционной торговли, выручка которой превышает 1 млрд руб. в год, перечислять 0,5% с оборота «Почте России», банк считает «необоснованным с экономической точки зрения». «Сбер» прогнозирует при его принятии «крайне негативный эффект на экономику страны».

Как отмечается в письме «Сбера», «инициатива не учитывает фактическую способность компаний» к платежам в 0,5% с оборота при необходимости выплачивать зарплаты сотрудникам, финансировать текущую деятельность и платить налоги.

Получение компанией выручки в 1 млрд руб. «автоматически не означает получение прибыли», пишет «Сбер». И если инициатива «Почты» будет принята, «инфраструктурный платеж должны будут уплатить даже убыточные компании, что приведет к наращиванию убытка». А если привязанный к обороту платеж превысит размер прибыли, то это «будет означать фактическое изъятие у такой компании прибыли». А это, в свою очередь, «приведет к недополучению бюджетом налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций», констатируют в «Сбере».

Кроме того, с учетом платежа «Почте» компаниям потребуется сократить издержки, и в том числе инвестпроекты, говорится в письме в АНО. Тогда может быть сокращена или приостановлена доставка в отдаленные регионы страны. А это «приведет к снижению доступности товаров для потребителей, несмотря на возможность доставки через инфраструктуру АО «Почта России», прогнозируют в банке.

Это в конечном счете приведет к дополнительному росту цен для конечного потребителя на 2–5% и более в разных категориях, отмечается в позиции «Сбера».

Часть компаний e-commerce могут уйти с рынка, сократится объем финансовых услуг, предоставляемых банками данной категории клиентов. «Таким образом, введение инфраструктурного платежа в пользу АО «Почта России» может отразиться также и на банковском (финансовом) секторе», – опасаются в Сбербанке.

Повысить экономическую эффективность «Почта» может «исключительно инструментами повышения операционной эффективности», а также за счет предоставления сервиса на рыночных условиях и «выполнения стандартных требований компаний интернет-торговли к доставке товаров». «В случае необходимости поддержания социально значимых убыточных объектов АО «Почта России» возможна прямая помощь от ее единственного акционера – РФ», – резюмировали в Сбербанке.

Зачем «Почте» 0,5% чужой выручки

«Почта России» весной 2023 г. предложила Минцифры обязать владельцев маркетплейсов и других участников рынка e-commerce, ежегодная выручка которых не менее 1 млрд руб., выплачивать в пользу госкомпании инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. По подсчетам «Почты», общая сумма отчислений могла бы составить до 28 млрд руб. в год. Платеж, говорилось в обращении, позволит поддержать убыточные отделения «Почты России» в отдаленных районах.
В апреле министр цифрового развития Максут Шадаев сравнивал такой инфраструктурный платеж с платежами операторов связи в пользу «Ростелекома». С начала августа интернет-компании и «Почта России» также начали переговоры о том, чтобы вместо платежа увеличить число заказов услуг интернет-компаний у «Почты». Информацию об этом «Ведомостям» подтверждал в конце августа глава профильного комитета Госдумы по информтехнологиям Александр Хинштейн («Единая Россия»).

В интервью ТАСС 13 сентября гендиректор «Почты России» Михаил Волков заверил, что «сейчас законопроект проходит активное обсуждение на площадке правительства, в том числе с ключевыми игроками». «Кстати, ряд крупных компаний рынка с пониманием относятся к этой инициативе», – заверил он. Правда, в каких именно компаниях топ-менеджер нашел понимание, пресс-служба «Почты России» уточнить отказалась.

Опровергнуть заявление Волкова поспешила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят крупнейшие интернет-компании и маркетплейсы, включая Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и др. «Ни одна из компаний не готова «с пониманием» относиться к введению оборотного платежа в пользу «Почты России» – категорически против все», – заявил тогда президент АКИТ Артем Соколов.

Критика предложения «Почты России» со стороны «Сбера» может быть мотивирована тем, что банк последнее время активно развивал экосистему, в которую входит и интернет-торговля, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты.

«Сразу четыре проекта «Сбера» входят в топ-30 интернет-ритейлеров, по данным рейтинга Top100 Data Insight. Это «Сбермаркет», «Самокат», «Мегамаркет» и «Eаптека», – перечисляет партнер компании Cross Insights Борис Овчинников. По совокупному онлайн-обороту своих проектов «Сбер» – четвертый игрок на рынке российского e-commerce, он уступает только Wildberries, Ozon и «Яндексу», добавил он. Согласно Top100 Data Insight, совокупная выручка от онлайн-продаж «Сбермаркета», «Самоката», «Мегамаркета» и «Eаптеки» превышает 230 млрд руб.

Всего же под действие закона о сборе в пользу «Почты России» может попасть более 200 интернет-магазинов – столько в России было онлайн-ритейлеров с оборотом свыше 1 млрд руб. в 2022 г., добавил эксперт. «В случае введения нового сбора платежи проектов «Сбера» в пользу «Почты» могут составить 1,5–2 млрд руб. уже в первый год. Но добавлю, что предлагаемый сбор вызывает резкое неприятие со стороны российской e-commerce не только по экономическим соображениям, но и идеологически – как опасный пример нерыночного вмешательства», – отметил Овчинников.

«В основном сбор затронет пять крупнейших маркетплейсов: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет», а также, возможно, «Казань экспресс» и Lamoda», – добавил гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, тот же «Мегамаркет» сейчас демонстрирует взрывной рост продаж в целом ряде категорий.

Критика «Сбера» справедлива, считает Бурмистров: у «Почты» довольно существенные наработки по трансграничной торговле. В частности, у нее есть авиапарк, развитая сеть почтовых отделений, которые можно было бы использовать для создания сети мультибрендовых пунктов выдачи товаров маркетплейсов. Имея эти ресурсы, «Почта» могла бы зарабатывать как раз на партнерствах с маркетплейсами, которые сейчас активно развивают направление трансграничной торговли, говорит эксперт.

Инфраструктурный платеж маркетплейсы переложат на потребителей, что негативно повлияет на ситуацию, резюмировал Бурмистров.