Власти хотят внести механизм офсетных контрактов в закон о госзакупках

Поправки должны упростить компаниям инвестирование в новые решения и заключение долгосрочных договоров
Минцифры (на фото глава министерства – Максут Шадаев) прорабатывает механизм офсетных контрактов для IT-отрасли/ Андрей Гордеев / Ведомости

В законодательстве о госзакупках подробно пропишут уточненный механизм офсетных контрактов – долгосрочных договоров о поставке товаров и услуг, которые позволят компаниям инвестировать в инновации, обновление производств или НИОКР.

«Сейчас многие крупные госкомпании не готовы менять ранее внедренные и используемые зарубежные решения на российские аналоги, – объяснил «Ведомостям» эту новеллу представитель Минцифры (ведомство – инициатор поправок). – Заявляемые причины – отсутствие у них [российских аналогов] необходимой функциональности или несоответствие технических характеристик отечественных продуктов требованиям заказчиков».

По словам собеседника, необходимые доработки могут быть профинансированы в рамках контрактов по 223-ФЗ (о закупках госкомпаний), но тогда права на доработанный функционал будут принадлежать заказчику (т. е. их надо передать госкомпании. – «Ведомости»). Также одному заказчику обременительно финансировать развитие общей функциональности продукта только для собственного использования, добавил представитель Минцифры. Сами компании-разработчики готовы инвестировать собственные средства в доработку решений, но заказчик в рамках 223-ФЗ не может гарантировать последующую закупку этих продуктов без проведения новых конкурсных процедур, говорит он.

«Поэтому представляется необходимым внести изменения в 223-ФЗ, которые позволят устранить эти противоречия и дадут возможность госкомпаниям заключать долгосрочные контракты, которые предусматривают обязательство заказчиков приобретать такие решения в случае их доработки по их требованиям за счет собственных средств разработчиков», – пояснил собеседник.

О том, что Минцифры прорабатывает поправки в 223-ФЗ, которые позволят заказчикам заключать офсетные контракты, предусматривающие инвестиции исполнителя в доработку решений в обмен на гарантированный заказ, говорил и заместитель министра цифрового развития Сергей Кучушев.

Такую позицию он высказал 16 апреля в Совете Федерации на публичном круглом столе об итогах деятельности индустриальных центров компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов.

«Есть определенные вопросы к нормативно-правовой базе, а именно каким образом трактовать офсетные контракты», – пояснял тогда Кучушев. Он отметил, что 223-ФЗ определяет четкие критерии ценообразования в рамках закупочной процедуры, а офсетные контракты под эти критерии не подходят. «Мы прорабатываем предложения по внесению изменений в 223-ФЗ, чтобы этот вопрос был решен», – заявил он.

В пресс-службе правительства «Ведомостям» рекомендовали обратиться в Минфин. Представитель министерства заявил, что «информация непосредственно о трудностях заключения контрактов на текущий момент в Минфин не поступала». По вопросу предмета поправок необходимо обращаться к их инициаторам, добавил он. «Ведомости» также направили запрос в Минэк.

Есть ли офсет в госзакупках

Сейчас в России действуют два основных закона, регламентирующих госзакупки. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 2011 г. регламентирует закупки компаний с госучастием и ряда других юрлиц (например, госкорпораций или субъектов естественных монополий), а 44-ФЗ «О контрактной системе...» от 2013 г. – госструктур, т. е. федеральных, региональных ведомств, муниципалитетов и т. п.

В свою очередь, заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов (представляет Мурманскую обл.) на заседании круглого стола 16 апреля отмечал, что «сенаторы проводят работу с Минфином и правительством по корректировке 44-ФЗ». «Готовится очередная серия поправок», – добавил он.

В апреле представитель Совета Федерации говорил «Ведомостям», что сенаторы совместно с регионами разработали пакет поправок, который был внесен в Госдуму ко второму чтению к правительственному законопроекту об оптимизации норм импортозамещения в закупках. По словам одного из авторов новелл – вице-спикера верхней палаты Николая Журавлева, поправки, в частности, позволяют заключать офсетные контракты «в отношении товаров, не являющихся промышленной продукцией, и проводить совместный конкурс по офсетным контрактам нескольким заказчикам одного региона».

Зачем нужны офсетные контракты

Офсетный контракт – это соглашение между бизнесом и государством, по которому первая сторона обязуется наладить выпуск продукции, а вторая гарантирует закупку этого товара в фиксированных объемах в течение конкретного срока. Инструмент используется в основном для запуска производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, если этот товар критически важен для государства, но на него еще не сформировался рынок сбыта. За счет офсетного контракта инвестор получает гарантию долгосрочного спроса, а государство – импортозамещение, инвестиции и рабочие места. В России до недавнего времени механизм офсетного контракта применялся в основном в фармацевтической отрасли.

В 44-ФЗ и 223-ФЗ под офсетными сделками понимаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами, в рамках которых инвестор обязуется за свой счет создать или модернизировать производство определенного товара и поставлять его заказчику, а также оказывать услуги по использованию такого имущества, поясняет юрист Forward Legal Олесь Груздев. 

Хотя 223-ФЗ прямо и не предусматривает механизм офсета, заключение таких договоров в рамках данного закона возможно, уточняет партнер практики «недвижимость и строительство» юрфирмы «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Максим Кузнеченков. Но офсетный контракт содержит ряд обязательных условий, отмечает он. По словам юриста, контракт должен заключаться госзаказчиком от имени субъекта РФ по результатам электронного конкурса и предусматривать гарантированный долгосрочный заказ до 10 лет, под который поставщик создает в регионе производство товара или услуги. Подобная форма контракта сегодня работает в условиях промышленности и производства, когда требуются узкие доработки под конкретного заказчика, говорит генеральный директор Datananny, эксперт рынка НТИ SafeNet Иван Линдберг. 

Механизм офсетных контрактов предусмотрен законом 44-ФЗ в ст. 111.4, там такие контракты именуются «контрактами со встречными инвестиционными обязательствами», отметил Кузнеченков. Но, по его словам, этот механизм из 44-ФЗ не в полной мере применим в сфере IT. «Статья 111.4 для целей офсетного контракта предусматривает предоставление услуг, оказываемых с использованием имущества, которое подлежит созданию, реконструкции, но оказание услуг в сфере IT далеко не всегда предполагает использование такого имущества, – поясняет юрист. – Соответственно, если государство будет заинтересовано в широком применении офсетов в IT, это может потребовать внесения изменений в законодательство».

Кому нужны такие закупки

Офсетные контракты в целом могли бы быть актуальны в сфере IT для поддержки отечественных разработчиков импортозамещающего ПО, считает Кузнеченков. К примеру, говорит он, офсетным госконтрактом можно было бы предусмотреть обязательство разработчика по созданию софта и встречное обязательство госзаказчика пользоваться таким разработанным софтом в течение определенного периода (включая среди прочего пользование услугами по техподдержке).

Офсетные контракты могут начать активно заключать, например, в сфере телекома, считает гендиректор АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион. Операторам выгодно создавать инфраструктуру связи в интересах заказчика и получать взамен эксклюзивное предложение оказывать соответствующие услуги, рассуждает он. 

Основными преградами для заключения офсетных контрактов являются и требования 223-ФЗ об обязательном создании или реконструкции имущества для оказания услуги и о минимальном объеме инвестиций со стороны исполнителя в 100 млн руб., уточняет Кузнеченков. Последнее требование для IT-сферы в большинстве случаев выполнить невозможно, считает юрист. «В 2022 г. минимальный объем инвестиций был снижен с 1 млрд руб. до 100 млн руб. Но этот критерий по-прежнему достаточно высок, чтобы существенно расширить круг предприятий, которые могут воспользоваться этим механизмом», – уточняет руководитель отдела тендерного сопровождения «Тендерплана» Алексей Горбунов.

Инструмент для нацпроектов

Офсетные контракты могли бы стать эффективным инструментом реализации нацпроектов, в частности нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС), говорил «Ведомостям» в марте 2024 г. директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

Именно офсетные контракты способны взбодрить рынок БАС, соглашается коммерческий директор компании «Лаборатория будущего» (участник рынка НТИ «Аэронет») Павел Камнев. Сейчас, по его словам, Минпромторг через единого оператора старается внедрить БАС в работу федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), формирует от регионов потребность бюджетных организаций для ее закрытия отечественными решениями через государственный технологический заказ. Но ФОИВы и регионы, по словам Камнева, или вообще не готовы к применению БАС, или умещают свои потребности «в поставку пары-тройки иностранных решений».

Естественно, таким путем достичь целевых показателей нацпроекта будет достаточно сложно, сетует Камнев. Например, согласно входящему в нацпроект федпроекту по стимулированию спроса на отечественные дроны, доля российских БАС на рынке должна увеличиться с 23,7% в 2023 г. до 70,3% к 2030 г. Этот проект обойдется в 320,6 млрд руб. за семь лет, из которых 177,6 млрд руб. должно пойти из госбюджета.

«Все мероприятия, нацеленные на разработку и внедрение новых сценариев применения БАС, упираются в необходимость адаптации существующих на рынке решений под новые сценарии. Как раз офсетные контракты, гарантирующие обязательства со стороны заказчика, позволят разработчикам более активно адаптировать и развивать свою продукцию, реализовывать НИОКР, осваивать серийное производство», – рассуждает Камнев.

Кроме того, именно через долгосрочные контракты возможна локализация производства основных элементов БАС как самими производителями, так и поставщиками второго уровня, говорит он.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Гринкевич