На устройства Apple при ремонте перестали ставить оригинальные комплектующие

Американский производитель с февраля 2024 года прекратил поставлять детали своим центрам в России
Гарантия на всю технику Apple в России окончательно истекла к весне 2024 г./ Freepik

В авторизованных сервисных центрах (АСЦ) Apple в России закончились оригинальные комплектующие для iPhone и Macbook. О возникшей проблеме «Ведомостям» рассказал независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. Отсутствие оригинальных комплектующих подтвердил и источник «Ведомостей» в таком центре.

В то же время в России продолжают работать авторизованные сервисные центры Apple. В Москве, по данным официального сайта Apple, функционируют шесть служб ремонта от производителя, убедился корреспондент «Ведомостей». Представитель одного из таких центров подтвердил «Ведомостям», что оригинальных комплектующих для техники Apple в России нет во всех АСЦ. IPhone 14 и 15 не обслуживаются в РФ, а оригинальные компоненты на предыдущие поколения смартфонов перестали поставлять в декабре 2023 г., добавил он. По его словам, до последнего времени на складах компании Apple были остатки комплектующих, на которые и меняли «внутренности» смартфонов.

Оригинальные комплектующие в официальных сервисных центрах начали пропадать даже раньше – с лета 2023 г., говорит аналитик агентства Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Сейчас только один из центров может ремонтировать корпоративную технику, но говорить о том, что он делает это с разрешения Apple, нельзя, утверждает эксперт. Он пояснил, что, как правило, такие службы завозят в Россию китайские комплекты или разбирают старые аппараты.

С февраля 2024 г. Apple полностью перестала поставлять в Россию комплектующие для ремонта своих устройств, напоминает Вильянов. По его словам, он собирался заменить батарею в iPhone 13 Pro, но в двух авторизованных сервисных центрах ему сообщили, что оригинальных деталей нет. В одном из этих центров ему предложили заменить батарею на «серую» за 14 500 руб. При этом в АСЦ заверили аналитика, что устройство не будет распознавать комплектующие как «неоригинальные» (такая функция есть во всех iPhone, начиная с модели XS). На месте Вильянов убедился, что центр использует комплекты для самостоятельного ремонта, которые Apple с 2021 г. предоставляет пользователям по программе Self Repair Service за пределами России.

В ответ на вопрос «Ведомостей», почему с февраля 2024 г. Apple полностью перестала поставлять в Россию комплектующие для ремонта своих устройств, пресс-секретарь сети restore: (до 2022 г. была официальным реселлером техники Apple в России) пояснила, что после того, как американская компания ушла с российского рынка, restore: продолжила обеспечивать гарантийный ремонт через авторизованные сервисы тех устройств, которые были ввезены до объявления об уходе, т. е. до февраля 2022 г. Поскольку гарантийный срок техники Apple составляет два года, именно в феврале 2024 г. он истек для всей техники, которая была ввезена официально, уточнила она.

Двухгодичная гарантия на технику, приобретенную до февраля 2022 г., подошла к концу, поэтому официальные службы ремонта перестали получать детали от Apple, подтвердил источник «Ведомостей» в одном из АСЦ.

Информацией о том, сколько АСЦ Apple работают сегодня в России, представитель restore: не располагает. Ответ на этот вопрос знает только сам производитель, с которым у центров был заключен договор, уточнила она.

Непонятен статус АСЦ от Apple, обращает внимание собеседник «Ведомостей» в компании – производителе электроники. «Авторизованными считались центры, когда-то получившие на то разрешение от производителя и гарантировавшие оригинальное качество заменяемых деталей. Сотрудники этих центров имели доступ к единому электронному сервису для работы с устройствами Apple. Но осталось ли это разрешение сейчас – непонятно. На деле сейчас эти центры ничем не отличаются от палаток на Митинском рынке (крупный радиорынок на окраине Москвы. – «Ведомости»)», – рассуждает собеседник.

Сколько IPhone в России

В первом полугодии 2023 г. на руках у россиян, по данным исследования компании GS Group, было более 13 млн iPhone. Самый большой парк смартфонов в России был у Samsung – 31 млн шт. На 2-м месте по распространенности был бренд Xiaomi, смартфонами которого пользовались 24,8 млн человек. В 2023 г. Apple заняла лишь 5-е место по количеству ввезенных устройств в Россию – 2,5 млн смартфонов. Доля компании в общем объеме импорта с 2021 г. упала почти вдвое, писали «Ведомости» в феврале 2024 г., – с 14,3 до 7,8%. Больше всего компания поставляла iPhone 13, iPhone 14 и iPhone 15.

Стало нормальной практикой для российского рынка ремонта использовать оригинальные запчасти от других устройств, говорит источник «Ведомостей» в одном из маркетплейсов. Некоторые игроки рынка наладили поставки запчастей из стран СНГ и даже возят товар на обслуживание в эти страны, говорит он. Оригинальные запчасти так или иначе все равно ввозятся, а авторизация идет через другие устройства, которые обслуживаются не в России, отмечает собеседник «Ведомостей» в компании – производителе электроники. Например, поясняет он, устройства зарегистрированы в одной из стран СНГ и на них регулярно заказываются запчасти, которые после поставляются в Россию и устанавливаются на другие смартфоны, ноутбуки и т. д.

Спрос на запчасти для техники Apple остается высоким и на неофициальных площадках. Например, на «Авито» размещено более 50 000 объявлений о продаже разных запчастей для iPhone. В основном это iPhone «на разбор», а также дисплеи, камеры, материнские платы и корпуса телефонов. В апреле 2024 г. по сравнению с апрелем 2023 г. продажи камер и корпусов от iPhone увеличились на 10% и 9% соответственно, рассказал «Ведомостям» представитель площадки.

Вероятнее всего, АСЦ Apple в конце концов утратят свой статус, но продолжат обслуживать технику за счет именно таких комплектующих – ввезенных через СНГ или скупленных на различных классифайдах, предполагает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков.

Но Apple полностью не покинет отечественный рынок, считает независимый эксперт, основатель Telegram-канала «Сурков о маркетинге» Александр Сурков. «На словах компания ушла с российского рынка, но мешать работе продавцов не будет, чтобы сохранить лояльность пользователей. Поэтому устройства Apple, полностью или частично произведенные для других рынков, будут поступать в Россию, и за счет них можно будет обеспечивать ремонт техники», – заключил он.