В Институте ВЭБа предложили меры для снижения бедности вдвое к 2030 году

Среди них – реформа прожиточного минимума и единое пособие для всех малоимущих
Программа ВЭБа может потребовать дополнительных ежегодных расходов в 700 млрд руб./ Павел Бедняков / РИА Новости

Для устойчивого роста темпами более 3% в год в ближайшие десятилетия экономика России должна стать более социально ориентированной. Ее потенциал можно реализовать в полной мере только при существенном снижении уровня бедности и расширении среднего класса. К такому выводу пришли эксперты Института ВЭБа в апрельском долгосрочном прогнозе до 2050 г. Для изменения ситуации с бедностью и роста реальных доходов граждан экономисты предлагают несколько системных мер. Среди основных – изменение методики расчета прожиточного минимума (ПМ), введение единого пособия для малоимущих бездетных граждан и изменение подхода к индексации пенсий.

По оценке экспертов, инициативы в совокупности позволят достичь роста реальных располагаемых доходов населения на 4,7% в год в среднем за 2023–2035 гг. и 4,1% – в 2036–2050 гг., а также снизить уровень бедности вдвое к 2030 г. В прошлом году реальные располагаемые доходы россиян выросли на 5,4% после спада на 1% в 2022 г., следует из данных Росстата. По прогнозу Минэка, рост доходов населения в этом году составит 2,7%, в следующем – 2,6%. Уровень бедности в прошлом году обновил исторический минимум и составил 9,3% (у 13,5 млн человек доходы были ниже границы бедности). Годом ранее уровень бедности составлял 9,8% (14,3 млн малоимущих россиян).

В результате реализации предложенных мер социальная структура в России существенно изменится, указано в прогнозе. К 2035 г. доля малоимущих снизится с 9 до 6%, низкодоходная категория (с доходами от 1 до 3 ПМ) уменьшится с 54 до 49%. В то же время доля граждан, которых можно отнести к среднему классу, вырастет с 34 до 41%.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен вырасти до 35 000 руб. к 2030 г., говорил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Кроме того, нужно добиться, чтобы к концу десятилетия уровень бедности в России стал ниже 7%, а среди многодетных семей снизился более чем в 2 раза – хотя бы до 12%, отмечал глава государства.

Реформа прожиточного минимума

Чтобы сократить долю малоимущих, эксперты предложили изменить формулу расчета ПМ с 2026 г. Его необходимо привязать к стоимости фиксированного набора товаров и услуг, который в отличие от применявшейся ранее минимальной потребительской корзины будет включать более дорогие и качественные товары и большее их количество. Это позволит увеличить размер социальной поддержки и расширить круг граждан, которые ее получают, поясняют эксперты ВЭБа.

Минимальная корзина, которая применялась для расчета ПМ до 2021 г., не учитывала многие базовые потребности: в ней были самые дешевые продукты, пояснил «Ведомостям» руководитель Института ВЭБа Андрей Клепач. Например, в корзине не было говядины, а на одежду и другие непродовольственные товары приходилась всего треть суммы. Новый набор, определенный экспертами института, соответствует уровню достаточной обеспеченности гражданина и учитывает реальную структуру потребления, рассказал он. Его стоимость составляет более 20 000 руб. Набор включает дополнительные медицинские услуги, одежду, разные виды мяса, расходы на культурные мероприятия. Привязать ПМ к такой корзине предлагается только через два года, так как это потребует дополнительных расходов, а сейчас у государства есть другие первоочередные обязательства и расходы, заявил Клепач.

При повышении ПМ по предложенной формуле в 2026–2030 гг. доля среднедоходной группы временно снизится, предупреждают эксперты. Удельный вес малоимущих в последующие годы будет значительно сокращаться благодаря ускоренному росту экономики, несмотря на повышение ПМ, добавили они. 

До 2021 г. ПМ на душу населения рассчитывался исходя из стоимости минимальной потребительской корзины, а затем подход был изменен. С 2021 по 2025 г. показатель должен был рассчитываться как 44,2% от медианного среднедушевого дохода за предшествующий год. При этом в 2022 г. из-за санкций эту норму приостановили – теперь показатель устанавливается в особом порядке в соответствии с законом о бюджете. Правительство в 2022 и 2023 гг. по поручению президента произвело несколько внеплановых индексаций. С 1 января 2024 г. ПМ проиндексировали по уровню инфляции прошлого года – на 7,5% до 19 242 руб. (общероссийский уровень).

Выплаты малоимущим и пенсионерам

Другая инициатива ВЭБа – ввести единое пособие по нуждаемости для малоимущих граждан (по аналогии с единым пособием на детей) для повышения их доходов до ПМ. Пособие предлагается выплачивать по принципу социального контракта, когда обязательство на себя берет не только государство, но и получатель льготы – например, от него требуется трудоустроиться или открыть свое дело. В случае введения такой выплаты доля малоимущих россиян, не охваченных мерами поддержки, снизится почти до нуля, прогнозируют экономисты ВЭБа. Бюджету эта мера обойдется в 300 млрд руб. в год в начале реформы и далее в среднем по 200 млрд руб. в год. 

Эксперты института также предложили изменить подход к индексации и накопительной системе пенсий. Повышение выплат следует проводить как для неработающих, так и для трудоустроенных пенсионеров, а его темпы должны превышать рост зарплат. Таким образом, будет расти коэффициент замещения (соотношение размера пенсии и прежнего дохода во время работы), считают экономисты. При этом государство должно запустить новую накопительную систему пенсий, в том числе внедрить в нее индивидуальные инвестиционные счета.

Среди других предложенных мер – модернизация системы оплаты труда работников сферы науки и развития человеческого капитала, повышение стипендии студентам, аспирантам и ординаторам до ПМ, продление программы льготного ипотечного кредитования и развитие института социального жилья (при усилении их адресности и отходе от льготного кредитования в столичных агломерациях).

Определяющую роль в части снижения уровня бедности играет ситуация в экономике, а в общем уровне доходов домохозяйств – доходы от трудовой деятельности, отметил представитель ВНИИ труда Минтруда. Поэтому в первую очередь правительством предпринимаются меры по отраслевой поддержке предприятий, а также меры по содействию занятости. При этом дополнительно последовательно расширяется линейка адресных мер поддержки для социальных групп, наиболее уязвимых перед рисками бедности.

С учетом социально-экономической ситуации ПМ и МРОТ на 2022-2024 гг. устанавливались в особом порядке, что позволило гибко реагировать на изменение социально-экономической ситуации и оперативно поддержать доходы населения в условиях быстрого роста цен, продолжил он. При этом сложившиеся темпы роста среднедушевых доходов населения за 2023 г. (10,9%), а также прогнозируемый по итогам 2024 года уровень инфляции (4,5%) позволяют вернуться к методике установления величины ПМ и МРОТ на 2025 г. в соотношении с медианным доходом и медианной заработной платой.

Представитель Минэка перенаправил запрос в Минтруд. 

Важные шаги

Профсоюзы уже давно предлагают ввести в отношении МРОТа похожий принцип назначения, рассказала зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Нина Кузьмина. В качестве ориентира для установления МРОТа необходимо использовать минимальный потребительский бюджет. Это понятие было закреплено указом президента в 1992 г., но на федеральном уровне в качестве официального показателя его так и не стали применять, отметила Кузьмина. В него может быть включена стоимость потребительской корзины, расходы страхового характера, обязательные платежи и сборы, а также сбережения, продолжила она. При этом потребительская корзина в этой формуле существенно отличается от той, что действовала в 2013–2020 гг.: в ней предусмотрены расходы на мобильный телефон, ноутбук, услуги мобильной связи с интернетом, санаторно-курортное лечение, питание вне дома, подписка на электронные сервисы и др.

Что касается возврата индексации пенсии работающим пенсионерам, профсоюзы системно борются за это с момента ее отмены в 2016 г., направляя обращения в правительство и ведомства, рассказал и. о. руководителя департамента социального развития ФНПР Константин Паньшин. В ходе последних изменений в Конституцию в ст. 75 появился п. 6, который гарантирует обязательную индексацию выплат всем пенсионерам вне зависимости от трудоустройства, напомнил он. 

Таким образом, отмена увеличения пенсий гражданам с трудовым договором противоречит Конституции и поставила их в дискриминационное положение, отметил Паньшин. Для обхода этих правил в России даже появилась серая схема: пенсионер по согласованию с работодателем увольняется, происходит индексация пенсии, после чего человек возвращается на рабочее место, рассказал эксперт.

С просьбой решить эту проблему ФНПР обращался и к Путину. В 2021 г. президент поручал правительству представить предложения по возврату индексации, напомнил Паньшин. Тем не менее конкретных решений до сих пор нет. Последний раз ФНПР обращался в Минтруд по этому поводу несколько месяцев назад – тогда в ведомстве сообщили, что не видят необходимости в такой индексации, объяснив, что работающие пенсионеры и так получают зарплату.

Идея ВЭБа по переходу к более социально ориентированной экономике справедлива – более равные общества при прочих равных растут быстрее, отметил главный экономист ВТБ Родион Латыпов. Привязка ПМ к фиксированному улучшенному набору товаров и услуг, в случае если его состав не будет пересматриваться одновременно с улучшением качества потребления, будет бесполезной, считает эксперт.

Предложенное изменение подходов в расчете показателя позволит сократить реальную бедность и изменить структуру потребления бедных домохозяйств, спорит профессор кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета Александр Сафонов. Индексация пенсий работающим пенсионерам тоже могла бы стать эффективной мерой, но она не может быть реализована, так как не имеет достаточных источников финансирования, отметил Сафонов. 

Реализация этой инициативы может потребовать от бюджета до 0,7 трлн руб. в год в текущих условиях, подсчитал главный экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Если предложенные ВЭБом меры будут приняты, то лимит по их расходам будет исходить из потенциального размера новых доходов казны от повышения прогрессии НДФЛ и налога на прибыль, т. е., скорее всего, в пределах 2% годового ВВП.

Долгосрочные положительные эффекты для экономики будет иметь и реформирование накопительной системы пенсий, заявил научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС Константин Тузов. В России этот вопрос уже давно назрел и обсуждается не первое десятилетие. При этом изложенная ВЭБом мера предполагает наличие надежных и привлекательных инструментов инвестирования, способных создавать долгосрочные положительные эффекты для будущих пенсионеров. При этом, чтобы разрабатывать новую накопительную систему пенсий, нужно сначала разморозить ее накопительную часть, указал Латыпов. 

Большая часть предложений, в первую очередь индексация пенсий и пособий, повысит нагрузку на бюджет, поэтому правительство вряд ли пойдет на их реализацию в текущей обстановке, полагает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Анна Кокорева.