Счетная палата увидела риски для бюджета из-за сокращения проверок импортеров

Но благодаря внедрению риск-ориентированного подхода эффективность таможенных проверок возросла
Система управления рисками, применяемая сейчас в российской и зарубежной таможенной практике, прошла несколько периодов развития/ Ведомости

Счетная палата (СП) предостерегла таможенные органы от излишне мягкого подхода к проверке импортеров, отнесенных к низкому уровню риска (НУР). Об этом говорится в отчете контрольного ведомства за 2023 г., с которым ознакомились «Ведомости». Аудиторы обратили внимание, что ФТС после перехода на риск-ориентированный подход, который предполагает сведение к минимуму таможенных процедур на границе для ускорения пропуска товаров, не переориентировала контроль «на этап после выпуска», т. е. после разрешенного таможней прохождения грузами границы.

Это привело к отсутствию «полномасштабного и регулярного» контроля за такими участниками ВЭД, из-за чего основной объем перемещенных ими товаров не был проверен. Возник серьезный риск неполноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, пишет Счетная палата. «Подтверждением наличия риска служат выявленные признаки нарушения таможенного законодательства, которые были допущены таможенными органами в ходе проверочной деятельности», – говорится в отчете.

Например, при проведении таможенного контроля после выпуска товаров «табачное сырье» установлены факты неверной классификации, при этом таможней не был рассчитан и довзыскан акциз, который также подлежал уплате, что привело к невосполнимым потерям бюджета в сумме более 900 млн руб., сообщили аудиторы.

По итогам 2023 г. аудиторы выявили 63 нарушения и недостачу на сумму 1,6 млрд руб., следует из отчета.

«Ведомости» направили запрос в ФТС и Минпромторг.

По результатам контроля после выпуска товаров в прошлом году таможенными органами было взыскано 31,2 млрд руб., следует из итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2023 г. Таможенный контроль до выпуска принес в бюджет значительно меньше – 19,9 млрд руб.

Механизмы контроля

Система управления рисками (СУР), или риск-ориентированный подход, применяемая сейчас в российской и зарубежной таможенной практике, прошла несколько периодов развития, в результате чего произошло смещение акцента с товара как объекта контроля на непосредственного участника ВЭД, рассказала «Ведомостям» правовой эксперт ВАВТ Минэкономразвития России Любовь Леваева.

На данный момент в России действует субъектно-ориентированная модель, которая предполагает деление участников ВЭД на три категории риска (низкий, средний и высокий) в зависимости от вероятности нарушения ими таможенного законодательства. Меры таможенного контроля также дифференцируются таможенниками в зависимости от того, к какой категории относится импортер. Так, к участникам ВЭД из низкорисковой группы применяется так называемый контроль после выпуска, т. е. после того, как заинтересованным лицам уже разрешено пользоваться и распоряжаться завезенными в Россию товарами. У импортеров со средним уровнем риска преимущественно проверяют документы, а к высокорисковым субъектам ВЭД таможенные органы применяют весь спектр мер, включающий в себя документальный и фактический контроль до выпуска товаров.

С 2018 г. обязательность применения таможенными органами стран ЕАЭС системы управления рисками определена в п. 1 ст. 378 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Порядок отнесения субъектов ВЭД к группам риска регулируется приказом Минфина РФ от 20.06.2020 г. № 29н. Он содержит 31 критерий оценки деятельности импортеров, среди которых: период осуществления ВЭД, наличие налоговой задолженности, привлечение импортера к административной ответственности, в том числе за нарушение валютного законодательства, результаты категорирования ФНС России и др.

При этом полномочиями по определению того, какие меры и когда (до выпуска или после выпуска) необходимо применять к конкретной категории участников, наделена ФТС, поясняет юрист по спорам с таможней Михаил Шавернев. Алгоритмы принятия решения о форме и моменте применения мер не разглашаются.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода возросла эффективность таможенных проверок при одновременном снижении их количества, сообщил «Ведомостям» представитель аппарата заместителя председателя правительства РФ – руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия Григоренко.

Количество таможенных проверок, проводимых после выпуска товаров, планомерно снижается: с 2717 в 2018 г. до 1843 в 2023 г., отметил он. При этом результативность таможенных проверок после выпуска в 2023 г. составила 95%.

По его словам, правительство в данный момент рассматривает рекомендации Счетной палаты по внесению изменений в Стратегию развития таможенной службы РФ до 2030 г.

Недостатка в контроле нет

Опрошенные «Ведомостями» импортеры, юристы и консультанты не склонны соглашаться с выводами Счетной палаты. В 2023 г. не было недостатка в таможенном контроле, импортеров проверяли «достаточно активно», говорит партнер налоговой практики «ТеДо» Владимир Константинов. На практике таможенные органы активно используют меры таможенного контроля как на стадии до выпуска товаров, так и после выпуска товаров, 2023 год здесь не стал исключением, соглашается менеджер группы по таможенному регулированию компании ДРТ Анастасия Трубочкина.

1843 проверки

провела таможня в 2023 г. Количество таможенных проверок, проводимых после выпуска товаров, планомерно снижается: с 2717 в 2018 г. до 1843 в 2023 г., сообщил представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко. Результативность таможенных проверок после выпуска в 2023 г. составила 95%

Практика показывает, что значительное количество нарушений и, как следствие, доначислений таможенных платежей происходит именно на стадии постконтроля, отмечает управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский. По его мнению, это свидетельствует о том, что таможенные органы в достаточной мере осуществили перестройку своей работы в части перехода на субъектно-ориентированную модель СУР.

Стоит признать, что проверка после выпуска не затрагивает 100% всех выпущенных деклараций участников ВЭД, находящихся в категории НУР, признает руководитель таможенно-логистического оператора «КВТ сервис» Юлия Шленская. По ее словам, это вызвано объективными причинами, так как на этапе постконтроля произвести проверку всех выпущенных деклараций невозможно. При этом, отмечает она, такая необходимость отсутствует сама по себе, так как СУР предусматривает выборочный подход к проводимым мероприятиям, связанным с таможенным контролем, в том числе и после выпуска.

Кроме того, камеральная таможенная проверка может проводиться в течение трех лет после начала таможенных процедур, т. е. эффект от нее «значительно растягивается во времени», уточняет Шленская.

Нужно ли менять систему контроля

Если Счетная палата РФ не увидела большого количества проверок компаний с НУР, то, возможно, это связано с тем, что такие компании более внимательно относятся к соблюдению таможенных правил, у них больше других развиты механизмы самоконтроля (таможенный комплаенс), полагает руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко.

Участники ВЭД с низким уровнем риска не стремятся быть исключенными из данной категории, поэтому стараются не допускать сознательных нарушений, соглашается Варшавский. Субъектно-ориентированная модель в целом демонстрирует свою эффективность и работоспособность. Для компаний из категории низкого риска данный механизм однозначно представляет благо, позволяя ускорять прохождение таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу, считает он.

Система категорирования участников ВЭД рассчитана на то, чтобы в условиях ограниченных временных и кадровых ресурсов сделать таможенный контроль максимально эффективным и применять таможенный контроль после выпуска товаров, когда это наиболее целесообразно, отмечает партнер Seamless Legal Гайк Сафарян. В условиях санкций и глобальных логистических проблем уменьшение контроля за участниками ВЭД оказывает позитивный «сглаживающий» эффект, уверен он. По его словам, участники ВЭД с НУР, несмотря на возможность избежать постконтроля, обычно не склонны нарушать таможенное законодательство, так как их законопослушному поведению способствуют «потенциальные последствия изменения категории риска».

По мнению Шавернова, действующая СУР устроена логично, а повысить ее эффективность с точки зрения доходов бюджета можно лишь путем увеличения штата проверяющих либо повышения эффективности алгоритмов работы, содержание которых ФТС не раскрывает.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина