НСПК будет поощрять банки за возврат похищенных у граждан средств

Механизм заработает в 2025 году
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Национальная система платежных карт (НСПК) планирует поощрять банки, которые самостоятельно инициируют через сервис «Добрая воля» возврат похищенных у граждан средств. Об этом рассказал заместитель директора операционно-технологического департамента компании Георгий Дорофеев на Технологической конференции НСПК. Компания планирует внедрить такой механизм поощрения в течение 2025 г., размер вознаграждения сейчас прорабатывается, уточнил «Ведомостям» Дорофеев.

Согласно статистике НСПК, в 40% случаев именно банки, которые приостановили вывод, инициируют возврат денег. «Чтобы сделать для таких банков использование сервиса более интересным, мы планируем внедрить финансовое поощрение, некий аналог межбанковской комиссии. Это будет некоторый процент от суммы возврата, но не более какого-то фиксированного значения», – рассказал Дорофеев. При этом в сторону НСПК никаких дополнительных комиссий взиматься не будет, потому что борьба с мошенничеством для компании стоит на первом месте, указал он.

Сервис «Добрая воля» запущен в конце 2023 г., он работает через платформу диспутов НСПК. Сервис предоставляет участникам возможность добровольно договариваться и возвращать похищенные у граждан средства без привязки к конкретному платежу и каналу хищения. С момента запуска через сервис было возвращено более 47 млн руб., а средняя сумма возврата составляет около 138 000 руб., следует из презентации Дорофеева.

Инициатива НСПК будет способствовать более активному возврату средств граждан через данный сервис, считает начальник управления защиты корпоративных интересов ВТБ Дмитрий Ревякин. Но для этого нужно разработать единую методологию и правила возврата, рассуждает он, это поможет банкам сократить время на обработку операций и снизить риск оспаривания – основной фактор, замедляющий сейчас процесс возврата похищенных средств. Ревякин полагает, что этот механизм поощрения может быть реализован в виде комиссионного вычета для банков – аналогично налоговому вычету. Поэтому разумно установить максимальный размер возврата, отмечает он.

Сервис возврата похищенных средств НСПК является полурабочим, считает МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков. В его понимании, НСПК отслеживает движение украденных денег через свою систему, а потом предлагает всем банкам – участникам цепочки перевода этих средств вложиться в общую сумму, чтобы вернуть ее клиенту. Но если банк не виноват, то он может не возвращать клиенту деньги, особенно если речь идет о крупных суммах, указывает Войлуков. К тому же украденные у граждан средства в любом случае идут через систему НСПК, поэтому она по определению должна становиться соучастником этих выплат, считает он. И если сейчас НСПК решила под видом поощрения банков тоже вкладываться в общую сумму, то это должно быть как минимум 25%, а желательно 50% от суммы возврата, рассуждает Войлуков. В этом случае сам сервис может немного набрать популярности и привлечь больше банков, но он явно не станет основным решением, отмечает он.

Андрей Гордеев / Ведомости

По данным Банка России, во II квартале 2024 г. мошенники украли у граждан и компаний 4,77 млрд руб., из которых удалось вернуть только 6,1% – 290 млн руб.

Среди других нововведений для борьбы с мошенниками НСПК также с весны 2025 г. планирует запустить опциональный сервис, где компания по поручению банка будет запрещать операции внесения денег на токенизированные карты, в случае если срок жизни токена был менее двух дней, рассказал Дорофеев. НСПК планирует использовать механизм разметки, чтобы информировать банки о сроке выпуска токена, о количестве токенов на карту и токенов к мобильному устройству, пояснил он. Имея эту информацию, банки смогут более детально и ответственно подходить к одобрению тех или иных операций, считает Дорофеев.

Сейчас разметка используется при валидации через систему фрод-мониторинга проходящих через платформу НСПК транзакций. В случае выявления разного рода аномалий им присваивается риск-индикатор, указал Дорофеев, сейчас система в сутки маркирует таким образом около 75 000 подозрительных операций. И такая разметка имеет довольно высокую точность, заявил Дорофеев. Например, в мошеннических схемах со снятием денег в банкоматах 40% фродовых операций имели разметку сервиса, а в мошеннических операциях внесения средств на карту или токен 95% операций были помечены, привел он примеры.

Кроме того, НСПК планирует в рамках запросов на токенизацию карт передавать банкам еще информацию по IP-адресу и расположению устройства, сказал Дорофеев. Эта информация также может быть полезна при принятии решения об одобрении транзакции, например если клиент находится в одном регионе, а карта токенизирована в другом, пояснил он.

Для борьбы с фродом НСПК также развивает «Найди ID», ресурс по хранению информации о скомпрометированных устройствах, и «Антидроп», оперативное информирование участников о дропперах, т. е. лицах, которые передают данные своих карт.