Куда пойти в выходные 5–6 апреля
Только интересные события в Москве
Мини-фестиваль фестивалей – показ призеров главных российских киносмотров, известные кентавры Эрнста Неизвестного, ожившие фотографии Прокудина-Горского, итальянская опера в стиле кабуки, Маяковский как фанат жирафов. «Ведомости. Город» выбрал развлечения на любой вкус.
Что посмотреть
«Апрель российского кино»

С 4 апреля в киноклубе Дома «Динамо» стартует серия показов лучшего российского арт-кино последних лет, снятого молодыми режиссерами. Откроет цикл драма Антона Коломейца «Свет», взявшая главный приз на фестивале «Окно в Европу» в Выборге в 2023 г. Елена Яковлева играет сотрудницу социальной службы, которая в день своего 60-летия вспоминает трагические события своей юности. 5 апреля настанет черед абсурдистской трагикомедии Семена Серзина «Человек из Подольска» о крайне необычном допросе в отделении полиции (награда за лучшую музыку на «Кинотавре-2020»). В последующие выходные будут также показаны «Каникулы» Анны Кузнецовой, «Агния» Павлы Стратулат (обе картины – призеры фестиваля «Маяк») и «Страсти по Матвею» Сергея Ильина (победитель «Нового сезона»). После каждого сеанса запланирована встреча с режиссером фильма.
«Ничего или все. К 100-летию Эрнста Неизвестного»

С 4 по 13 апреля в Доме творчества «Переделкино» пройдет выставка работ Эрнста Неизвестного, приуроченная к вековому юбилею со дня рождения скульптора. Впрочем, в экспозиции будут представлены самые разные грани его творчества. Наряду со скульптурами – живопись (например, знаменитое полотно «Кентавр»), графика, эскизы к монументу «Маска скорби», созданному в память о жертвах сталинских репрессий (мемориал был открыт на сопке Крутой, где располагался перевалочный пункт для этапированных в колымские лагеря). Кроме того, будут выставлены эскизы и к нереализованному масштабному проекту автора «ГУЛАГа». В экспозиции можно будет увидеть иллюстрации Неизвестного к Библии, в которых художник наследует традициям Босха и Гойи. В рамках выставки 5 апреля пройдет и презентация русского перевода монографии Альберта Леонга «Кентавр: жизнь и творчество Эрнста Неизвестного».
«Северная Атлантида»

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка, посвященная возрождению и сохранению традиционного женского костюма Русского Севера. Центральное место в экспозиции (которая расположилась во дворце царя Алексея Михайловича) отведено истории вологодского села Крохино, затопленного в 1964 г. От поселения осталась только церковь, возвышающаяся над водой, – ее можно увидеть в знаменитом фильме Василия Шукшина «Калина красная». Именно это село до революции запечатлел Сергей Прокудин-Горский, один из пионеров цветной фотографии. Образы девушек в национальных костюмах с его работ «оживают» в выставочном пространстве. Здесь также представлены подлинные крохинские предметы быта, поднятые из-под воды, а также реконструированный свадебный наряд конца XIX – начала XX вв.
Что послушать
«Мадам Баттерфляй»

7 апреля на сцену Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко вернется «Мадам Баттерфляй», которая держится в репертуаре уже больше 20 лет – а в свое время победила в четырех номинациях «Золотой маски» (в том числе в категории «Лучший оперный спектакль»). Опера Джакомо Пуччини была написана в начале XX в. на волне интереса к ориентальной эстетике – и режиссер-постановщик Людмила Налетова сохраняет экзотический колорит: классическая итальянская опера поставлена с явными отсылками к японскому традиционному театру кабуки и «Но». Заглавную партию Чио-чио-сан исполнит Ирина Ващенко, которую часто называют лучшим драматическим сопрано Москвы.
«Владимир Маяковский: от холста до плаката»

5 апреля в Государственном музее В. В. Маяковского пройдет лекция о графических опытах великого поэта, который был еще и прекрасным рисовальщиком. Он оставил великолепные портреты, шаржи на друзей и знакомых, целую серию ироничных рисунков жирафов (из альбома влюбленной в него Веры Шехтель, которую друзья как раз в шутку прозвали «жирафом»), пропагандистские лубки, эскизы декораций и костюмов к постановке его пьесы «Мистерия-буфф» и, наконец, знаменитые плакаты «Окна РОСТА», которые сегодня рассматриваются как важная веха в истории отечественного комикса. Как пишут организаторы, поиски Маяковского-художника шли в том же направлении, что и у Маяковского-поэта – это неуклонная борьба с академизмом, эстетической скукой и буржуазной красивостью во имя искусства правдивого и нужного людям.